Воспоминания Ю.Н. Кравцовой о своем военном детстве

И беда, и слава пришлась на долю нашего поколения

И беда, и слава пришлась на долю нашего поколения

Мне было 10 лет, когда началась Великая Отечественная война. Осенью я пошла в школу в 3 класс и собиралась вступить в пионеры. Но война так быстро приближалась к Москве, а значит, и к Вербилкам, что мы стали думать, что будет не до нас. Под Москвой шли жестокие бои. В большой школе, где учились старшеклассники, расположился фронтовой госпиталь. Туда днем и ночью везли сотни раненых. Санитарками, сиделками, медсестрами там дежурили девочки из старших классов, не отходили от раненых, старались облегчить их страдания.

Но пионерами мы все-таки стали. В нашей начальной школе при свете керосиновой лампы (электричество отключили до конца войны) нам повязали галстуки. И совсем неважно, что это были простые красные лоскутки, подшитые белыми или черными нитками. Это были пионерские галстуки, которыми мы гордились и готовы были тоже бороться с врагом за нашу Родину. На фронт нас, конечно, не пустили, но фронту мы были готовы помогать всеми силами.

В лесу между поселком и станцией в сентябре 1941 года расположился склад боеприпасов, который снабжал фронт под Москвой бронебойными снарядами и минами для борьбы с танками противника. Осенью 1942 года там работали школьники. Младшие сгребали листья: сухая листва огнеопасна. Военные предварительно проводили инструктаж и строго следили за дисциплиной. Нас строем приводили и строем уводили. Старшие ребята собирали мины и снаряды из элементов, которые шли по железной дороге с московских заводов. Дети стояли у длинного стола, и каждый выполнял одну операцию. Мины укладывали в ящики и на роликовых подставках отвозили в штабеля или сразу в вагон. Работа не требовала особой квалификации, нужны были аккуратность и четкое выполнение всех требований.

И беда, и слава пришлась на долю нашего поколения

Помощь фронту оказала группа мальчиков и девочек 7 класса (14 лет). Весной 1943 года их отправили в Люберцы в училище. Учились 8-9 месяцев, а потом работали на заводе им. Ухтомского (военный объект № 84), на станке вытачивали корпуса для мин. Жили в общежитии, в Вербилки вернулись после войны.

Зимой школьники ходили расчищать взлетные полосы военного аэродрома напротив д. Танино у Запрудни. Выполняли дети и другую работу, которая вроде и не связана с фронтом, но не будь войны, ее бы выполняли мужчины, которые ушли на фронт.

И беда, и слава пришлась на долю нашего поколения

Зимой 1942-1943 гг нечем стало отапливать школу. Занимались в пальто. Мерзли руки, замерзали чернила. Ждать помощи было неоткуда. Директор Соколова Ф.С. подняла всю школу. Старшеклассники пилили в лесу деревья, разделывали на метровые поленья. Остальные ребята вывозили их зимой на санках. Дорога три с лишним километра в один конец. В первый день с подругой мы не поехали, побоялись, что не успеем выучить уроки. На следующий день нас ожидал тяжелый разговор с нашей учительницей, которая приехала из тех мест, где уже были немцы. Она не ругала нас, она говорила даже как-то тихо о том, какая огромная беда свалилась на нашу страну, и казалось, не слова, а тяжелые камни падали на наши головы. Нам было стыдно. В этот день мы за дровами съездили два раза. Когда возвращались, было совсем-совсем темно – дорога шла через лес, и поселок во тьме.

Летом сушили торф на Бельском. На работу и с работы возили на «кукушке» по узкоколейке. Работа была очень тяжелая. Кирпичи торфа, сделанные ручным способом, большие – 35 см в длину и 15 в ширину – были разложены на земле. Надо было перевернуть кирпич. Но это и было самое тяжелое. Попадались делянки, где кирпичи недостаточно просохли сверху. Они были очень тяжелые, ломались и крошились. Подсохший торф был еще хуже. Сквозь него успела прорасти трава, и он никак не отрывался от земли, обрывались ногти, кровоточили пальцы, от натуги болели животы. Но надо было выполнять норму. Ее давали на класс всем: и шести- и десятиклассникам. Те, кто поменьше и послабее, молча плакали, другие тяжело вздыхали, но все делали, никто не жаловался и от работы не отказывался. Все знали, на фронте труднее. Выручала дружба. С делянки не уходили до тех пор, пока все не сделают, помогали друг другу. Домой возвращались грязные, усталые, с распухшими кровоточащими пальцами, и каждый думал: «Все, больше не могу». Но приходило утро, и опять все собирались у паровоза на узкоколейке. Знали, если я не поеду, то мою долю должен будет сделать мой товарищ, а ему также тяжело.

Так в труде формировалась гражданская позиция, чувство солидарности и ответственности, чувство коллективизма.

Самой любимой работой было убирать с поля картошку. Военные годы, особенно первая зима, были голодными. Никаких продуктов в магазине не было, и дома запасов не было. На хлеб были карточки по 400 гр. детям и 600 гр. рабочим. Домохозяйки карточек лишались и тоже пошли работать. Поэтому уборка картофеля была праздником. Пока мы собирали перевернутые плугом клубни, какая-нибудь бабушка из деревни в большом чугуне на кирпичиках варила картошку. С фермы привозили флягу молока, чтобы покормить нас, ведь все-таки мы были еще дети. Горячая рассыпчатая со звездочкой картошка и кружка холодного молока были наградой за труд. Много детей военного времени, чтобы помочь матери, на которую вдруг свалилось много забот, бросали школу и уходили на работу даже с 4 класса.

Особенно в первую военную зиму почти у всех мальчишек, которые пришли в механический и строительный цеха завода, в графе «документ» записано: «метрическое свидетельство». Уходили и девочки. У кого в деревнях были родственники, уходили туда, там было посытнее. Мальчики садились на трактор, пахали, косили, запрягали лошадей, пасли скот. Девочки доили коров, ухаживали за животными, работали в поле. Усилия детей войны стали частью общего вклада в победу над врагом.

Пройдет совсем немного времени, и дети войны станут наиболее квалифицированными и наиболее ответственными кадрами по всей стране. Это о них пелось в песне: «Пройдут года, настанут дни такие, когда советский трудовой народ вот эти руки, руки молодые, руками золотыми назовет».

И беда, и слава пришлась на долю нашего поколения

Это им выпадет на долю честь восстановления народного хозяйства. Это они совершат чудо, которому удивится весь мир: поднимут из пепла разрушенную страну и выведут ее на довоенный уровень за семь лет. Это они, привыкшие к трудностям с раннего детства, распашут потом целину. Будут учиться без отрыва от производства, оканчивать техникумы и институты, становиться классными специалистами, строить космические корабли и осваивать космос. И беда и слава пришлась на долю этого поколения.